СТРАХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Нет ни одного человека, который не испытывал бы как минимум волнения от выступления перед большим количеством людей, в худшем варианте некоторые просто таки ощущают панический страх от одной только мысли, что им предстоит выйти и держать речь на публике. У многих от этой мысли начинают дрожать губы, голос, коленки, появляется усиленное сердцебиение, они краснеют, бледнеют, потеют. А при самом публичном выступлении от страха не могут и двух слов связать, хотя в жизни общаются довольно легко и непринужденно.
Почему мы испытываем страх и такой прилив эмоций от публичных выступлений?
Когда я на своих тренингах Ораторского Искусства спрашиваю у пришедших их мнение по поводу причин страха публичных выступлений (страха аудитории, страха сцены), версий выдвигается несколько:
— боязнь выглядеть плохо, глупо;
— желание понравиться аудитории;
— комплексы, сформированные в детстве, чаще всего в школьном возрасте (ведь в дошкольном возрасте выступать перед гостями, рассказывать им стишки и быть в центре внимания, было легко).
Еще иногда называют среди причин, боязнь социальной изоляции, якобы унаследованную нами от наших предков, живших первобытнообщинных строем. Что община была для человека настолько незаменима, что неприятие человека общиной означало для него смерть.
Кстати, такое объяснение сегодня вы можете прочитать и в Википедии и услышать от многих тренеров Ораторского Искусства.
Сразу скажу, что это самое слабое объяснение страха публичных выступлений. Расскажу, почему.
Страх публичных выступлений — это естественный страх человека.
То есть он уже заложен в нас природой. У кого-то, как мы уже говорили, он выражен очень ярко и носит характер фобии, а у кого-то выражается просто в небольшом волнении, но он есть у каждого.
Назначение любого нашего природного страха всегда объяснимо. Наши врожденные страхи даны нам природой для нашей защиты и выживания. Перечислю несколько природных страхов: страх высоты, страх пауков, змей, резких и громких звуков, и т.д., и т.п. Все эти страхи призваны мобилизовать ресурсы нашего организма для решения ситуации, которая потенциально опасна, несет нам угрозу или угрозу нашим близким (мать всегда очень сильно переживает опасность своему чаду, это инстинктивный механизм).
Зачем при публичном выступлении оратору, пусть даже и в каменном веке такая сильная доза адреналина? Как она поможет не быть выгнанным из общины?
Давайте отследим, какие ситуации наш организм сопровождает подобными симптомами, как и при страхе публичных выступлений!
Вы прыгали когда-нибудь на парашюте или с моста на резинке? Все согласятся, что выброс адреналина в кровь в этих случаях ощущается очень сильно. Точно также у некоторых дрожат коленки, учащается сердцебиение и т.д.
Уверен, что каждый в жизни хоть несколько раз, но дрался. Ощущается в таких ситуациях адреналин? А если еще и противники крайне опасны и исход битвы для вас неясен? И снова те же признаки: учащение сердцебиения, шум в ушах, дрожащие коленки и так далее.
Можно привести еще не один подобный пример. Вывод следующий: природа закладывает в нас механизм страха, для решения ситуации здесь и сейчас, для быстрой активации наших ресурсов и их применения. После сравнения всех этих ситуаций, страх быть непринятым общиной как-то бледноват, для такой мощной реакции организма. А ведь страх публичных выступлений очень мощный и присутствует у всех в той или иной мере.
Зачем же тогда организм так бурно реагирует на публичное выступление?
Всё на само деле просто! Как многие знают, в момент выступления на подсознательном уровне оратор становится выше по статусу, чем аудитория. Он как бы управляет ей, доминирует.
Ведь мы все социальные животные, иерархичные.
Наиболее близка врожденная модель иерархии у людей к иерархическим взаимоотношениям павианов.
В любой группе павианов всегда есть два-три самца доминанта, иерарха (так называемая олигархократия – власть избранных). Они находятся на самой вершине иерархической пирамиды, и они управляют всей стаей.
Дальше по статусу идут самцы субдоминанты, это взрослые и сильные самцы, самцы-солдаты.
Еще есть самые бесправные обезьяны в такой стае, это молодняк, старые и больные самцы и самки.
Кстати, по схожим принципам образуются иерархии и у людей, особенно это легко проследить на примере тех ситуаций, где группа людей помещается в ограниченное пространство на длительный промежуток времени (тюрьма с её жесткой иерархией; армия, чем дедовщина не власть олигархов?).
В чем особенность этих групп? В том, что иерархия довольно жесткая и за место под солнцем надо бороться.
Причем, чем выше ты метишь, тем жестче будет борьба.
Любое нарушение иерархии в обезьяньей стае карается очень жестоко, чтобы в следующий раз было неповадно.
Когда мы выступаем перед огромной стаей, то есть публикой, мы претендуем сразу на роль доминанта, мы заявляем о том, что мы тут самые главные.
У наших предков, такие претензии, если они, по мнению, общины не обоснованы, заканчивались жестокой расправой.
Вспомните хотя бы такие правила субординации, когда говорит старший, перебивать нельзя, дети и женщины зачастую на собраниях не имели даже права голоса и должны были сидеть тише воды, ниже травы. Слово держали перед общиной всегда только вожди-старейшины, либо те, кому они позволили говорить, остальные же должны были молчать и слушать. Нарушение данных запретов всегда каралось сурово, потому что это было нарушением сложившейся иерархии.
И чем ниже статус человека в группе, тем тише он должен сидеть и меньше говорить на общих собраниях.
Подсознательно все наши взаимоотношения в обществе завязаны на иерархичности.
Так даже переговоры, новые знакомства, выступления, любое убеждение собеседников напрямую зависят от наших подсознательных ранговых взаимоотношений.
Простые примеры.
С кем нам проще выяснять отношения, с начальством или с подчиненными? Конечно, с подчиненными. А вот разговор с начальством всегда для нас более волнителен и вызывает больше эмоций.
Мы всегда испытываем страх или сильное волнение при выяснении межранговых отношений с теми, кого считаем подсознательно по статусу как минимум нашего уровня либо выше.
И обратная ситуация, когда мы общаемся с теми, кого опять же подсознательно ставим ниже себя. Тут даже могут возникнуть раздражение или агрессия, если данный человек выкажет нам неуважение, неподчинение и будет с нами спорить.
Родители редко прислушиваются к советам своих детей, потому что считают их ниже себя по статусу. А какие чувства вы испытываете, когда ваш подчиненный (а может ваш ребенок) начинает с вами спорить и отстаивать свою точку зрения?
А вспомните, кто чаще всего в школе на уроках или в институте на парах выкрикивал с места и комментировал все происходящее? Всегда это были те самые разгильдяи и хулиганы, которые претендовали на роль лидера в классе, группе. Это именно те доминанты, о которых мы говорили ранее. Так они проверяют выступающего на «прочность». Другим языком – это иерархические атаки. Если учитель, преподаватель или ученик (студент) в эти моменты не докажет свой более высокий статус, то его авторитет сразу же сильно снизится, и сила его убеждения исчезнет.
Кстати, вся группа всегда идет и слушает только лидера, того, кто смог доказать свой высокий статус, того же, кого лидер подавил, принизил, все с удивительной готовностью «добивают». Так толпа фанатично может растерзать того, на кого направит её лидер. Из обыденных примеров, опять же «мальчики для битья» в любом школьном классе, институтской группе, которые в самом лучшем случае являются предметом постоянных подшучиваний и насмешек со стороны окружения, а иногда еще и злых издевательств и побоев.
Именно угроза подвергнуться атаке доминантов и быть растерзанными всей стаей и сформировала в наших первобытных предках такой мощный подсознательный страх брать голос перед стаей (страх публичных выступлений) и заявлять свое право на управление группой.
Итак, мы выяснили, доказали и показали, что основная причина панического страха публичных выступлений кроется в подсознательной боязни подвергнуться расправе со стороны доминантов и всей группы.
А зачем нам нужно это понимание?! Дело в том, что, только поняв причины, мы можем максимально хорошо и глубоко разобраться со следствиями и эффективно устранить их.
Следующая моя статья будет посвящена как раз тому, как эффективно избавиться от страха публичных выступлений (сцены, аудитории) и чувствовать себя при этом уверенно и комфортно, получать удовольствие от своих публичных выступлений, а главное сделать их максимально результативными за счет правильного понимания иерархических взаимоотношений.
Выступайте ярко, легко и с удовольствием! 😉
Автор: Босов Владислав
Курсы Ораторское Мастерство
и Искусство Убеждения
ЖЕСТКАЯ РИТОРИКА
www.megaritorika.com